icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
18:58
Четверг, 4 Марта
Рекламный баннер 990x90px top

Путешествие с "Вечёркой". Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...

2018-02-23

Истинным счастьем было попасть в место, именуемое Абрамцево.

Мы приехали в этот дивный уголок Подмосковья в очень удачный для нас день – нерабочий для музейного комплекса. Не мельтешили на заснеженных аллеях бессчётные экскурсанты, не нарушали первозданную тишину никакие лишние звуки. На несколько часов мы стали здесь единственными гостями, которых хозяева окружили самым искренним вниманием.

Мы ходили по аллеям, окружённым толстостволыми деревьями (дубу-патриарху здесь в нынешнем году исполняется 247 лет), и становилось понятно, отчего это место на заре своего возникновения величалось «Обрамково». В корне здесь древнерусское слово «обрамок», что в современном смысле означает «обрамление». Неважно чем - холмами, непроходимыми лесами или рекой да ручьями. Прошли века – и выросшее здесь село, что в шестидесяти километрах от российской столицы, стало именоваться на более современный лад Абрамцево. Но трогательная красота здесь осталась прежней.

Там, на неведомых дорожках

Усадьба – это настоящий сказочный городок, где практически каждое строение уникально, украшено неповторимой деревянной вязью. И каждое в своё время было сооружено не красоты ради (хотя и это не на последнем месте), а вполне функционально, причём до сей поры.

Например, детской беседкой стала избушка на курьих ножках, в бывшей бане, внешне – ни дать, ни взять, теремке, увенчанном резной луковкой, размещаются дошедшие до нас из глубины веков изделия резчиков-столяров. Резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок, украшено здание мастерской, где квартируются работы Михаила Врубеля - и живопись, и керамическая сюита «Снегурочка», декоративные вазы, изразцовые камины.

Что касается владельцев усадьбы, то самыми именитыми были, разумеется, сначала Сергей Тимофеевич Аксаков, немало принесший стране и как чиновник и общественный деятель, и как литератор, а после него - предприниматель и меценат Савва Мамонтов. Но обо всём по порядку.

Где расцвёл «Аленький цветочек»

Аксаковы приобрели Абрамцево - с его одноэтажным домом, липовыми аллеями, копаными прудами, садом и берёзовой рощей в 1843 году. Страстный охотник и рыболов, Сергей Тимофеевич был пленён обилием здесь воды и леса. К этому времени он ушёл с государственной службы и наконец-то занялся сочинительством.

Сначала из-под его пера вышли «Записки об уженье», которые сразу же нашли отклик даже у тех, кто никогда не увлекался рыбной ловлей, затем «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», с увлекательными рассказами о жизни птиц, яркими картинами русской природы, и наконец, автобиографическая трилогия «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания». Это история нескольких поколений семьи Аксаковых, изображённой под именем Багровых.

В Абрамцево всегда были рады гостям, здесь встречались актёры, философы, писатели, в том числе И.С. Тургенев, а Н.В. Гоголю, дружба с которым у С.Т. Аксакова длилась два десятка лет, в доме были даже выделены индивидуальные апартаменты.

Что касается «Аленького цветочка», который первоначально назывался «Оленькин цветочек». Его Сергей Тимофеевич написал для внучки, которую осенью 1854 года в усадьбу привёз средний сын Григорий, он был самым тесным образом связан с самарским краем, семье принадлежали два села в нынешнем Борском районе – Языково и Страхово.

27 ноября 1855 года Григорий Сергеевич был назначен самарским вице-губернатором, а 20 января 1867 года переведён на должность самарского губернатора. Он принимал участие в работе комитета по постройке нового кафедрального собора, который когда-то величественно возвышался на нынешней площади имени В.В. Куйбышева. Благодаря его заботе в Самаре были открыты общественный сад, Александровский приют, налажено телеграфное сообщение со всей Россией. Кстати, посетивший Самару в 1871 году император Александр II, остался весьма доволен положением дел в городе. Даже выйдя в отставку, Г.С. Аксаков, которому в 1873 году было присвоено звание почётного гражданина Самары, самым активным образом участвовал в работе губернской земской управы, а с 1884 года до своих последних дней (а умер он в 1891 году) занимал пост губернского предводителя дворянства.

Сюда слетались Музы

Через одиннадцать лет после смерти С.Т. Аксакова, весной 1870 года, у Абрамцево появился новый хозяин, крупный предприниматель и любитель искусства 29-летний Савва Мамонтов, который не только успешно вёл дела, но и занимался музыкой, пением, всерьёз увлёкся скульптурой.

Поддерживая молодых художников, которым было необходимо место для общения и творчества, он привёл в порядок имение и два десятка лет, вплоть до 1890 года, оно было центром художественной жизни России. Каждое лето сюда приезжали И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов… Селились кто в главном доме, кто в специально построенных студиях или в ближних деревнях.

Именно в Абрамцево родились замыслы многих художественных полотен. Например, идея знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» возникла у Ильи Репина, когда за вечерним чаепитием кто-то прочитал текст этого послания. Виктору Васнецову «явились» на этих пленэрах «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», а в 1887 году Валентин Серов написал известнейший портрет «Девочка с персиками». Кстати, на столе перед позировавшей ему 12-летней дочкой Саввы Мамонтова Верой лежат персики, выращенные в местной оранжерее!

В 1889 году в усадьбе была создана керамическая мастерская, которая стала настоящим феноменом русской культуры. Кстати, например, художник Михаил Врубель настолько увлёкся изготовлением изделий из глины, что его иронично называли художником по печной части.

Частыми гостями Мамонтова были и певцы, музыканты, артисты, в частности, Ф.И. Шаляпин и К.С. Станиславский. Более двадцати лет члены Абрамцевского художественного кружка занимались театральной деятельностью, и художники не только писали декорации, но и были авторами пьес, актёрами, композиторами, музыкантами, костюмерами, гримёрами. Домашние спектакли переросли рамки любительства, и 9 января 1885 года Савва Иванович на свои средства открывает в Москве первую русскую Частную оперу с потрясающим творческим коллективом, в составе которой были великолепные русские актёры, композиторы, художники: Ф.И. Шаляпин, Н.В. Салина, Н.И. Забела-Врубель, С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов-Иванов, К.А. Коровин, В.А. Серов, И.И. Левитан, М.А. Врубель. Время показало: Абрамцевский художественный кружок был настоящей творческой студией, подготовившей расцвет русского оперного и драматического театров.

Храм в лесу

Весной 1880 года местная речка Воря так разлилась, что в Великую субботу жители окрестных деревень не могли попасть в ближайшую церковь и устремились в усадьбу Мамонтова, зная, что им не откажут в участии в заутренней службе. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Именно тогда Савве Ивановичу пришла мысль о строительстве собственной церкви. Он объявил конкурс на лучший проект, и первоначально победила работа В.Д. Поленова, но она оказалась тяжеловесной. И В.М. Васнецов переработал проект, сделав храм более гармоничным и изящным. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается первым памятником русского модерна, причём многие иконы в ней написаны членами абрамцевского «сообщества».

Впоследствии у стен церкви были погребены сам Савва Иванович Мамонтов, а также его супруга, дочь Вера и его внук.

… Мы шли к своему экскурсионному автобусу, и прощальным салютом летели с высоты искрящиеся снежинки, фантастичностью рисунков спорящие с деревянной вязью здешних строений.

Абрамцево, Абрамцево. Место, для которого мы – одни из многих. И которое для нас – единственное и на всю жизнь.

429

Оставить сообщение:

######### *##* ##* *## ######* ######### *###* ##* *## #######* ###****** *####* ##* *## ###*####* ##* *#####* ##* *## ##* *### ##* *######* ##* *## ##* *## ##* *####*##* ##* *## ##* *## #######* ####**##* ##* *## ##* *## #######* *########* ##* *## ##* *## ###**** *########* ##* *## ##* *## ##* *##* ##* *## ##* *## ##* ##* ##* *## ##* *### ##* ##* ###***### ###*####* ##* ##* *#######* #######* ##* ##* *#####* ######*
НАШИ ПАРТНЕРЫ