icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
09:44
Понедельник, 12 Апреля
Рекламный баннер 990x90px top

Репортаж с пристрастием. Дедушка Мороз, накажи сотового оператора!

2017-12-29

В то время как ваши дети и внуки пишут письмо Деду Морозу в предвкушении новогодних подарков, кто-то пытается преподнести вам и опять же – вашим детям и внукам совсем другой подарок – поживиться вашим добром. Каким?

Как воруют деньги у вас и ваших детей с мобильных телефонов?

Борис Н. недавно купил своему сыну – первокласснику первый в его жизни телефон. Не забавы ради и, как говорится, понтов. Скромный телефон, не кнопочный, правда, но и за 3 тысячи можно купить вполне приличный сенсорный. Всё-таки в 21-м веке живём, с кнопочной трубкой поднимут парня на смех, решил папаша. В семье вообще не привыкли к излишествам, телефон же предназначался исключительно для контроля передвижений ребёнка после школы и дома, с учётом того что стационарного телефона в квартире нет.

Итак, с покупкой телефона встал вопрос о подключении. Был выбран один из ведущих в стране операторов мобильной связи, чья реклама буквально не сходит с экранов телевизоров. Сотрудник офиса предложил вроде бы приемлемый тарифный план, всё было документально оформлено, отец сразу положил авансом энную сумму. Ребёнок начал пользоваться телефоном. И вдруг сумма на балансе как-то скоро растаяла…

Многие сталкивались с ситуацией, когда деньги на мобильном телефоне кончаются раньше, чем должны в соответствии с тарифным планом? Куда же они исчезают? Наиболее вероятный вариант ответа – деньги уходят на платные контентные услуги (подписки), о подключении которых абонент может и не знать. Вернуть украденные средства – именно так стоит называть незаконно списанные деньги – можно. Как это сделать, мы попытались разобраться совместно с юристами правового портала 9111.ru.

Что такое платные контентные услуги, или подписки?

Официальное определение контентным услугам дано в Федеральном законе от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи». Согласно подпункту 34.1 ст. 2, контентными считаются услуги, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности. Другими словами – это услуги, которые абоненты получают через смартфоны, планшеты и другие мобильные устройства. Абонент оплачивает их оператору связи по договору.

Для примера: человек хочет получать каждое утро на телефон прогноз погоды или новости спорта, для этого он оформляет подписку на соответствующую услугу. Платные подписки от мобильного оператора обычно стоят недорого, но если их вовремя не отключить, набежит внушительная сумма. «Серфингуя» по просторам Интернета, можно нарваться и на такие подписки, которые в один момент опустошат счёт телефона, чем нередко пользуются и мошенники.

Как должна оформляться подписка по закону?

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 229-ФЗ были внесены изменения в ФЗ «О связи». В поправках, которые вступили в силу 1 мая 2014 года, были обозначены правила, по которым предоставляются контентные услуги. Они должны оказываться абоненту только с его согласия, которое должно быть явно выражено (п. 5 ст. 44). Услуги, оказанные с нарушением этого условия, не подлежат оплате (п. 5 ст. 54).

Для получения согласия оператор связи должен предоставить абоненту информацию о тарифах и кратком содержании услуг. По желанию абонента такие услуги оплачиваются с отдельного счёта, который бесплатно открывается по его обращению. Об изменении перечня услуг, оказываемых абоненту, мобильный оператор обязан его информировать короткими текстовыми сообщениями (п. 113 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342).

Как происходит на самом деле?

После принятия поправок в закон «О связи» количество жалоб на операторов мобильной связи и контент-провайдеров уменьшилось, однако проблема навязывания платных услуг осталась. Часто абоненты обнаруживают, что подписаны на платные услуги лишь спустя много месяцев, когда потрачены сотни или даже тысячи рублей. Особенно остро проблема стоит с устройствами, которыми пользуются дети. Один неверный клик, и деньги «утекли» оператору подписки.

Юристы 9111.ru называют тысячи вопросов к ним по поводу отмены навязанных подписок на контентные услуги. Вот одно из обращений – очень характерное.

«Вчера узнал, что на мой номер телефона уже порядка двух месяцев подключены две платные подписки, списано около 800 рублей, – пишет Александр. – Интересует вопрос, возможно ли получение компенсации с оператора за заведомо ложные и завышенные счета, которые они мне выставляли в течение нескольких месяцев. Мне непонятно, как можно выставлять счёт за услугу от какого-то стороннего поставщика, которую абонент ни только не заказывал, но даже не в курсе, что ему подключили данный сервис?»

Как узнать о наличии платных подписок и отказаться от них?

Проверить наличие платных подписок можно по телефону контактного центра вашего мобильного оператора. Полезная для читателей информация:

Как дозвониться до МТС: - короткий номер – 08460, для звонков с городских телефонов и др. операторов – 8 (800) 250 0890 (после соединения нажать 1, а потом 0).

Как дозвониться до Мегафона: - короткий номер 0505 (после соединения нажать 0), для звонков с городских телефонов и др. операторов – 8 (800) 550-05-00 (после соединения нажать 0).

Как дозвониться до Билайна: - короткий номер 0611 (после соединения нажать 0), для звонков с городских телефонов и др. операторов – 8(800) 700-06-11 (после соединения нажать 0).

Как дозвониться до ТЕЛЕ 2: - короткий номер 611 (после соединения два раза нажать на 0), для звонков с городских телефонов и др. операторов – 8(902) 998-66-11 (после соединения нажать на 0).

Второй вариант – зайти в офис мобильного оператора и попросить сотрудников проверить подписки. Для этого нужно иметь с собой паспорт.

Важно знать, что мобильный оператор обязан заблокировать рассылку SMS-сообщений с коротких номеров, а также все платные и рекламные сервисы по первому требованию абонента, даже если тот честно давал на них согласие. Что и сделал, почуяв неладное, Борис Н. И с тех пор регулярно контролирует, не подключил ли кто к телефону его сына или к его собственному какой-нибудь платный контент. Говорит, помогает…

Как вернуть деньги за платную подписку?

Для возврата денег, списанных за платные услуги, на которые абонент не давал своего согласия, необходимо обратиться к мобильному оператору. Для начала можно ограничиться устным обращением. В большинстве случаев уже после звонка абонента деньги возвращаются на счёт.

Если звонок не помогает, необходимо написать претензию. Претенциозный порядок урегулирования спора является обязательным в соответствии п. 4 ст. 55 ФЗ «О связи». Его несоблюдение ведёт к возвращению искового заявления, если абонент решит и дальше отстаивать свои права в суде (ст. 135 ГПК РФ).

Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации не позднее дня, следующего за днём обращения. У оператора обычно есть фирменные бланки претензий, но абонент не обязан ими пользоваться. Претензию примут, даже если она написана на клочке бумаги. Документ можно отправить по почте с уведомлением о вручении или вручить лично в офисе оператора с отметкой на экземпляре потребителя о её принятии с указанием даты.

К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы. В претензии потребитель вправе сослаться на вышеприведённые нормы (п. 5 ст. 44, п. 5 ст. 54 ФЗ «О связи», ЗОЗПП, п. 113 Правил оказания услуг телефонной связи) и указать требование, которое он предъявляет, например, о возврате излишне уплаченных сумм или аннулировании задолженности, перерасчёте, др. Целесообразно также пригрозить оператору жалобой в Роспотребнадзор и Роскомнадзор, так как за нарушение вышеназванных норм закона предусмотрена административная ответственность в виде денежного штрафа по ст.ст. 14.1, 14.4, 14.8 КоАП РФ.

Претензия рассматривается оператором в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации (ст. 55 ФЗ «О связи"). В случае удовлетворения деньги возвращаются в 10-дневный срок, при отказе – у потребителя появляется право обратиться с иском в суд.

Какие требования предъявить в суде?

Перед обращением в суд стоит проконсультироваться у профессиональных юристов, которые специализируются на тяжбах с мобильными операторами. В суде потребитель вправе предъявить требование о взыскании необоснованно списанных денежных сумм за дополнительные услуги, неустойки за просрочку исполнения требований истца, компенсацию морального вреда, судебные расходы по оплате услуг представителя, штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований (См. напр. Определение Свердловского областного суда от 13.08.2012 по делу № 33-9753/2012 — им удовлетворён иск о возврате денежных средств, списанных оператором связи за услуги, которыми абонент не пользовался. Доказательств направления абоненту кода активации подписки на услугу и получения им такого кода не представлено, платные услуги были оказаны абоненту без его согласия).

Если ранее мобильный оператор был привлечён к административной ответственности по заявлению абонента, то последний вправе просить суд истребовать административный материал для рассмотрения гражданского дела, так как в нём отражено нарушение прав потребителя (ст. 57 ГПК РФ). Ну и заключительное пожелание: будьте подкованнее, и вас никому не удастся обмануть!

628

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ