icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
20:57
Sunday, 5 Декабря
Рекламный баннер 990x90px top

Тысяча и …один

2017-07-29

Любое подчинение претит его свободолюбивой натуре. И в то же время практически вся его сознательная жизнь подчинена им, этим безусым пацанам. Он будто отец родной (а иногда даже больше чем отец) возится с ними, не только обучая мастерству управления мотоциклом, а преподнося куда более трудно постигаемую науку – жизненную.

За эти годы, по его собственному признанию, через его руки прошло не менее тысячи мальчишек, и предметом его особой гордости является то, что ни один из них не сбился с правильного пути, усвоил его, Сергея Ивановича Коптева, «жизненные университеты».

- Я сам с детства был хороводником, силой особой не обладал, но слабого всегда старался защитить, - на рассказ о себе его ещё надо было расположить, как признался, не любит высовываться. - Ну, а поскольку раньше мальчишек преимущественно воспитывала улица, я, естественно, не стал исключением.

Родители, говорит, свободу давали, но с условием – не подводить. Родился в Томаровке. Яковлево стало малой родиной, его он знал вдоль и поперёк. Отец руководил поселковым КБО, а потом ЖКУ в Строителе, куда семья перебралась в 1964-м. Мама, в основном, занималась хозяйством. А потом оба родителя пошли работать – догадайтесь, куда – конечно же, на комбинат ЖБИ-3.

Жизнь практически каждой строительской семьи в то время была связана с флагманом стройиндустрии. Туда, к Фёдору Ивановичу Зайцеву, в своё время придёт и Сергей. Но это будет позже. А пока было босоногое детство, которое так часто вольно или невольно любит воспоминать С.И. Коптев, ежедневно общаясь со своими подопечными.

- Я даже уроки старался успевать сделать в школе, - улыбается Сергей Иванович, - прибежишь домой, кинешь портфель – и на улицу. Летом – футбол, зимой – хоккей. В школе очень любил на станках что-нибудь вытачивать, тогда трудовому воспитанию уделяли внимание. И водительской профессией тоже очень рано заинтересовался.

Вспоминает, как просил мужиков-водителей на единственной в коммунхозе машине-мусоровозе взять с собой в кабину. Если посчастливится, давали в чистом поле порулить. С ремонтом помочь, колёса подкачать. Не гнушался помочь им и мусор разгрузить. С условием, что отцу дома не расскажет.

После окончания Бел-ГТАСМ, как в то время назывался наш «технолог», решает махнуть наш герой с дипломом специалиста по «металлорежущим станкам и инструментам» на Рязанщину, в город Сасово, где строился новый станкостроительный завод. Молодые люди сюда съезжались со всей страны, средний возраст – чуть за двадцать!

Взяли его в конструкторское бюро. Когда дали первую в его жизни квартиру – уже было куда привезти молодую жену. Завод построили, а рядом ПТУ, и Коптева стали туда приглашать на экзамены.

Со своими же детьми, признаётся, не торопились: Сергей жил ожиданием призыва в армию, не хотел, чтобы малыш появился на свет в отсутствие отца. А его всё не забирали, а точнее, предприятие не снимало бронь.

В конечном итоге так всё и вышло: супруга ждала первенца, а на него надели погоны, отправив в Горьковскую область. Там он и получил известие о рождении дочери (потом, через четыре года на свет появится сын).

На службу не жаловался. Взяли в духовой оркестр, правда, с условием – знать на память 10 маршей! Но что такое для него десяток произведений, когда он уже владел несколькими инструментами. Закрепили за ним альт.

Служил, как говорится, под музыку: все парады играли, частенько на мероприятиях шефов. Хотя и жизненной прозы тоже хватало. Набрал с собой в часть специальной литературы. Но как можно в напряжённые армейские будни выкроить время для чтения? У Коптева нашлось весьма свое-образное решение: ходить в наряд. Порой специально «напрашивался» на два-три «наряда вне очереди», чтобы быстро сделать работу и предаться чтению.

Эти знания потом ему ох как пригодятся, правда, уже не вдали от дома. Молодой супруге хотелось на малую родину, домашнего тепла. И Сергей не стал сопротивляться естественному порыву любимой.

Первое время жили у родителей. Но на том же комбинате ЖБИ-3, куда он пошёл «на разведку», ему сразу сказали: нечего гулять, выходи завтра же. Сначала в КБ, потом сам напросился в цех (говорит, надоело корпеть над чертежами, хотелось реального дела, хотя ему приятно, что в тех домах, которыми сегодня в основном застроен Строитель, есть частица и его труда). А года через полтора молодое, но уже прошедшее испытаниями крещение семейство Коптевых получило собственную квартиру от комбината, которую, к счастью, не пришлось сдавать, когда он оставил предприятие и перешёл на работу в ПУ-16.

Эту графу своей жизненной книги он, без натяжки, считает лучшей в своей жизни, ведь она связана с детьми, сначала в качестве замдиректора, а потом – мастера, в которые он опять же попросился сам. Появилось больше времени, и его можно было посвятить любимому делу.

Первую группу подготовки водителей они выпустили блестяще. Это дело тогда только набирало обороты, а набрать стартовую группу на коммерческой основе оказалось проблематично. Тут тогдашний директор Н.Ф. Бакшеев и попросил помочь С.И. Коптева. Бросили клич среди знакомых, друзей – в короткий срок претенденты были собраны, обучены и выпущены.

Так постепенно подготовку водителей поставили на чётко отлаженный конвейер. Не готовили только мотоциклистов, но в глубине души идея зрела, ждала выхода. Сначала это был просто кружок. Но видели бы вы, как потом мальчишки потянулись сюда. И набирать не приходилось – сами приходили, надо было ещё и отсеивать.

- Денег не было, два года вёл кружок вообще бесплатно, это сейчас ДОСААФ мне полставки за работу с мальчишками платит. Не мог я бросить, видя их горящие глаза, - видно, что глаза самого Сергея Ивановича горят по-мальчишески ярко. Он и сам признаётся, что становится с ними моложе, бодрее.

Говорит, взял на вооружение услышанный от высокого московского начальника принцип: никогда ни перед кем не прогибаться, уважать своё «я». Вот почему занимался всегда только тем, что ему нравилось. Но это не всегда нравилось другим…

26 лет он отдал училищу, и в 54 года по выслуге лет вышел на пенсию. Но разве в его стиле сидеть сложа руки? По сей день он ведёт секцию мотоциклистов, собирает-разбирает технику, переживает на соревнованиях, возит на базу «Крылья Белогорья» в Терновке.

Не гонится за дешёвой популярностью, надо, и «погладит против шёрстки» распоясавшегося. И они, эти пацаны, отвечают своему наставнику взаимностью, доверяют самое сокровенное. Помнит время, когда мотоциклы собирали из чего только можно было, свою личную технику кружковцам доверял. Сейчас в распоряжении мальчишек три лёгких мотоцикла, один из которых купила администрация, ещё один – вскладчину бывшие воспитанники Коптева.

- Нашу систему образования губят бумаготворчество и излишний бюрократизм, - убеждён Сергей Иванович, - в угоду им педагоги лишены времени заниматься воспитанием и обучением детей.

Своего 18-летнего внука он намеренно берёт с собой на стройку дома сына, чтобы с юных лет знал, что манна небесная мало кому в руки сыплется, благо нужно сколотить своими руками. Но парень, потрудившись на замесе раствора, с горечью выпалил: я бы лучше готовый дом купил.

Зато младший внук, которому только 4-е, по словам счастливого деда, совсем другой. Увлечён конструкторами, даже по телевизору смотрит не «Том и Джерри», как все его сверстники, а программу о том, как разобрать бетономешалку.

И уж самые любимицы Сергея Ивановича – две внучки-двойняшки, которым ещё нет и трёх лет. Наш собеседник, вполне достигший мужской зрелости, и не помышляет, чтобы его вторая супруга (говорит, так в жизни получилось), которая тоже работала завучем в школе, а сейчас на пенсии, не понимала бы его и не разделяла его интересы. А его интересы – дети, его стихия – мотоцикл и автомобиль!

- Я и начальству всегда говорю: работаю, пока это моё хобби. Превратите в работу – брошу! – на этой ноте мы жмём друг другу руки. И я благодарю за откровенный разговор Сергея Ивановича, который и меня, правда, уже в зрелом возрасте, научил вождению…

3564

Оставить сообщение: