icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
15:42
Пятница, 24 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Электрическая катастрофа, или "у семи нянек дитя без глазу"

2017-07-29

 

Избалованные благами цивилизации, люди воспринимают их как часть самих себя, тем более что за все эти блага заплачено своими кровными. Потребляя их, кто задумывается, как в случае форс-мажорных обстоятельств выстроить отношения с теми, кто этими благами торгует. А ведь «и на старуху бывает проруха», бывает, что поставщики услуг не всегда качественно выполняют свои обязательства, и тогда начинаются «хождения по мукам».

Совсем недавно в отдельных домах по ул. 5 Августа и Ленина с интервалом в неделю произошли скачки напряжения в электрических сетях. Люди массово лишились в одночасье телевизоров, холодильников, компьютеров, микроволновок и другой бытовой техники, не выдержавшей тяжкого испытания.

Куда звоним? В службу спасения!

Разумеется, первое «Help» было адресовано службе спасения. По номеру 112 ответили, что звонок записывается, и посоветовали обратиться в филиал МРСК Центра -  «Белгород-энерго» по номеру 1350. Там также предупредили о записи звонка, попросили подождать, а затем рекомендовали обратиться в управляющую компанию, сообщив, что у них плановых отключений электроэнергии нет.

В управляющей компании по номеру 5-22-33 девушка, выслушав возмущённую речь пострадавших, обещала, что придут специалисты и всё проверят. Ждать пришлось долго, но к жильцам так никто и не пришёл, только если в течение полутора-двух часов электричество отключалось через каждые 10-15 минут ровно на 2-3 минуты, то последнее отключение заняло около получаса, а затем подача электричества стабилизировалась.

Кто были эти волшебники, что снова зажгли лампочку Ильича, люди так и не узнали. Но собравшись все вместе и выяснив, какой урон каждому принесла эта электрическая катастрофа, стали думать, как можно восстановить ущерб. Как, например, это сделать женщине-бюджетнице, в одиночку воспитывающей ребёнка и потерявшей компьютер? Как это сделать одинокой женщине-инвалиду, которая передвигается на коляске и у которой «накрылся» телевизор и отказал холодильник? А кто-то потерял до трёх-четырёх единиц бытовой техники. И кто виновен в случившемся?

- Как известно, в результате либерализации электроэнергетики технологически единый процесс электроснабжения был разделён по функциональному признаку. Весь процесс – от производства до потребления электроэнергии – уложен в 4 основных этапа: 1) производство электроэнергии; 2) передача электроэнергии по высоковольтным сетям; 3) распределение электроэнергии по линиям среднего и низкого напряжения; 4) сбыт электроэнергии конечным потребителям.

Как они исполняют свои обязательства? Потребитель предъявляет соответствующее требование к гарантирующему поставщику. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, предъявляет требования либо к генерирующей компании, что бывает довольно редко, поскольку надёжность в плане генерации организована достаточно качественно, либо к сетевой компании, что бывает значительно чаще, поскольку подавляющее большинство аварий происходит на линиях электропередач. Если авария произошла вне границ балансовой и эксплуатационной ответственности котлодержателя, последний предъявляет требования либо в ФСК, либо в ТСО, - объясняет Евгений Родин, руководитель практики по проектам в энергетике. Получается, что «у семи нянек дитя без глазу».

Ответственность – на управляющей компании?

Тот же Евгений Родин, изучивший правовые аспекты проблемы, поясняет порядок действий при возмещении вреда, причинённого аварийным отключением. Потребитель должен доказать только два обстоятельства: факт отсутствия энергоснабжения (или поставки электро-энергии ненадлежащего качества) и размер убытков (причинно-следственная связь в данном случае доказывается между самим фактом отсутствия энергии и фактом возникновения убытков).

Гарантирующий поставщик может отказать потребителю в возмещении причинённого вреда только в том случае, если докажет, что сбой произошёл по вине самого потребителя.

В случае аварийного отключения гарантирующий поставщик должен осуществить все мероприятия, необходимые для надлежащего оформления факта ограничения энергоснабжения. При необходимости организовать расследование аварии и убедиться в надлежащем оформлении соответствующего акта расследования аварии и иных необходимых документов.

Сетевая компания – котлодержатель - должна нести ответственность не только в границах собственных сетей, но и в границах всех смежных территориальных сетевых компаний. Котлодержатель должен принимать самое активное участие в расследовании аварийного отключения. Подвергать сомнению результаты проведённого расследования аварии в рамках спора о возмещении ущерба недопустимо.

Согласно положениям постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"  обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также электрического оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме,  а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Сложилось так, что исполнителями, которые занимаются обслуживанием электросетей в многоквартирных домах по договору с жильцами, является управляющая компания. Значит, это она должна нести ответственность за случившееся. Но какой будет мера ответственности? Именно туда и бросились за помощью обеспокоенные жильцы. Интересно, почему в УК ждали несколько часов, чтобы устранить повреждение на линии, хотя жители сигнализировали своевременно?

Семья К. из дома по ул. Ленина потеряла бытовой техники на шестизначную цифру.

- Мы незамедлительно обратились в управляющую компанию с заявлением, и нам обещали в течение 10 дней его рассмотреть. В Белгороде существует специальный центр экспертизы, согласно акту которой должны возместить ущерб. Так вот стоимость экспертной оценки одного предмета техники составляет три с половиной тысячи рублей, - прокомментировал глава семьи К. 

Что думают в отделе по защите прав потребителей?

Порядок действий в такой ситуации подтвердила  и начальник отдела защиты прав потребителей Яковлевского района Светлана Октавиановна Дударева:

- В первую очередь необходимо провести экспертизу вышедшей из строя техники. Если специалист даст заключение, что именно скачок напряжения стал причиной поломки, то надо написать претензию к поставщику услуги согласно договору на поставку электроэнергии. Следует приложить договор, документы на технику, акт экспертизы, и если  после этого будет дан отрицательный ответ, следующей инстанцией станет суд. Можно привлечь адвокатов, можно обратиться к нам. Работать придётся с каждым потребителем индивидуально.  В 2015 году был прецедент : судебное разбирательство привело к решению о возмещении убытков жильцам, потерявшим от аварийного выключения электроэнергии бытовую технику.

Да, процесс, конечно, непростой, нескорый и затратный. И у всех ли будет стоить «овчинка выделки»? Если бытовой прибор старый, то и оценён он будет соответственно. На новый прибор может и не хватить. Так что, куда не кинь, везде клин… для потребителя. Поэтому многие отказываются от судебной волокиты, неся убытки.

Можно предположить, какие объяснения могут дать электрики. Мол, столько в квартирах бытовой техники, что сети не выдерживают. Возможно, но…это объяснение было бы уместно в годах 60-70 прошлого века, но никак не в 21 веке, когда современные технологии, материалы и оборудование рассчитаны на большие нагрузки, и у  многих в квартирах стоят сетевые фильтры. Когда случай единичный, это исключение, когда он повторяется в разных домах с пугающей периодичностью – это уже правило.

2588

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ