icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
23:47
Sunday, 19 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Держите ухо востро!

2017-05-21

Сегодня в повседневной жизни используется множество разнообразных высокотехнологичных устройств: пластиковых карт, мобильных телефонов и компьютеров. Постоянно появляются новые модели, программы и сервисы. Всё это делает нашу жизнь удобнее, но требует определённых навыков и знаний. Одновременно с развитием таких устройств появляются виды мошенничества, позволяющие обмануть и присвоить денежные средства граждан. Чтобы не поддаться на уловки злоумышленников, достаточно знать, как они действуют, и соблюдать правила пользования пластиковыми картами, мобильными телефонами и компьютерами. Но лучше других об этом знает старший следователь следственного отделения ОМВД России по Яковлевскому району капитан юстиции В.Н. Грунин.

- В большинстве случаев звонки (или СМС-сообщения) поступали на сотовые номера телефонов, находящихся в пользовании у потерпевших. В одном случае преступники использовали стационарный номер телефона, с последующим ведением переговоров по сотовому телефону заявителя. Все преступления данной категории являются мошенничествами общеуголовной направленности, так называемые «Телефонные», когда преступник общается с потерпевшим посредством средств мобильной связи, сети Интернет.

- Слышали, что указанные преступления представляют наибольшую опасность…

- Связано это с тем, что процесс их раскрытия и расследования сложнее (обычные способы установления личности мошенника (такие, как, например, опознание) невозможно применить; необходимо получение с соблюдением определённого, довольно сложного порядка информации, имеющейся в банках, компаниях сотовой связи, у интернет-провайдеров, что требует значительных временных затрат; как правило, преступник находится на значительном удалении от потерпевшего, приходится выезжать в другие регионы; часто требуются специальные познания для выявления мошеннических схем, которые к тому же постоянно меняются).

- Чтобы было понятнее нашим читателям, можно пояснить на конкретных примерах?

- В настоящее время в производстве следственных подразделений УМВД России по Белгородской области находятся уголовные дела, возбуждённые по фактам таких мошенничеств, совершённых следующими способами.

«Продажа» через интернет. Гражданин, желающий приобрести необходимую вещь, находит в сети подходящее объявление, связывается с продавцами по указанным телефону или адресу электронной почты, договаривается о цене и условиях покупки. Мошенник даёт реквизиты своего счёта, номер сотового телефона...   для   перевода  денег. Заявляет, что условием отправки товара является получение им денег (всей суммы или её части). После перевода перестаёт выходить на связь.

«Сообщение из банка». На телефон гражданина приходит сообщение якобы из банка о блокировке счёта, прекращении транзакций и пр. с контактным телефоном. Он звонит и разговаривает с человеком, представляющимся сотрудником банка. Тот в разговоре под благовидным предлогом узнаёт пароль для доступа к системе «Сбербанк-Онлайн», после чего, используя его, со счёта потерпевшего на свой переводит деньги. Пароль приходит на телефон гражданина посредством СМС с предупреждением никому (в т.ч. и сотрудникам банка) его не сообщать, но всё равно сообщают.

«Возвращение излишков переведённой суммы». Гражданин размещает объявление о продаже имущества, сдаче в аренду квартиры и т.п. Ему звонят по указанному им номеру телефона, соглашаются на условия, узнают реквизиты его банковской карты якобы для перевода денег. После этого на сотовый телефон гражданина приходит сообщение банка о переводе определённой  (на 1-2 порядка большей) суммы. Затем вновь поступает звонок, и потенциальный покупатель просит вернуть случайно переплаченную сумму. Гражданин так и поступает, переводя излишки на указанный мошенником счёт. Впоследствии узнаёт, что деньги на счёт его карты поступили с его же собственного (другого) счёта, а не от «покупателя».

«Оказание   помощи». Потерпевшему на номер стационарного телефона приёмной (администрация одного из районов области) звонят и представляются сотрудниками прокуратуры, оставляют номер мобильного телефона, на который необходимо позвонить. Потерпевший перезванивает на указанный номер мобильного телефона, и в разговоре неизвестный абонент просит срочно перевести крупную сумму денег на номер мобильного телефона для оказания помощи. Потерпевший, не сомневаясь, что его абонентом является должностное лицо, едет к банкомату и переводит запрашиваемую сумму   денег, после чего перезванивает на указанный номер телефона и говорит, что деньги перевёл. После этого абонент больше на связь не выходит.

- Ну, молодых не особо «купишь» подобными затеями! Наверное, всё-таки, потерпевшими, как правило, являются пенсионеры и граждане средних лет?

- Да, Вы правы. Это наиболее уязвимая часть населения. Они имеют счета в банках, банковские карты, активно использующие сеть Интернет. Несмотря на это, пренебрегая предупреждениями правоохранительных органов и банковских учреждений, передают незнакомым лицам дающую доступ к счетам конфиденциальную информацию, оплачивают покупки при отсутствии каких-либо гарантий получения товара, пользуются не проверенными сайтами и информацией.

- Что бы Вы, как профессионал, порекомендовали нашим читателям, особенно из числа категории риска?

- В целях предупреждения совершения данного вида преступлений необходимо придерживаться следующих требований.

Гражданам, имеющим отдельно живущих пожилых родственников, следует регулярно и как можно чаще общаться с ними, доводить до их сведения информацию о возможных способах мошенничества, дать свои контактные телефоны, по которым можно в любой момент позвонить и посоветоваться.

По возможности избегать покупок у дающих объявления через Интернет частных лиц, при невозможности личной встречи - отдавать предпочтение проверенным интернет-магазинам.

Не производить оплату без надёжных гарантий получения товара, если настаивают, - отказаться.

В любом случае до получения товара не переводить всю сумму, если настаивают, договориться о небольшой предоплате или отказаться.

По договорённости с близкими родственниками взять за правило распоряжаться имуществом только после предварительного обсуждения с ними.

По возможности не вступать в разговоры по телефону с незнакомыми людьми, при наличии подозрений и проявлении последними настойчивости в стремлении к общению прекратить разговор, заявив о желании обратиться в полицию.

Если же не удалось избежать общения, не спешить, не бояться при необходимости прервать разговор, критически относиться и подвергать проверке полученную информацию (в т.ч. связаться по телефону с лицами из своего окружения, на которых ссылается незнакомец, посоветоваться с находящимися рядом людьми).

Обращать внимание, от кого поступило сообщение на телефон (настоящие сотрудники банка не будут выходить на связь с телефонов с обычными номерами).

Ни в коем случае не сообщать никому сведения, дающие доступ к управлению счетами (настоящие сотрудники банка не будут требовать предоставления конфиденциальной информации).

Если после перевода денег возникли сомнения, следует немедленно обратиться в полицию и к оператору с целью заблокировать перевод или выдачу денежных средств.

- Как правоохранители, в свою очередь, работают на упреждение подобных преступлений?

- С целью сокращения мошенничеств сотрудниками СО ОМВД России по Яковлевскому району проводится профилактическая работа, а именно по каждому уголовному делу, находящемуся в производстве, вносится представление, в том числе в банковские учреждения.

Направляются представления и информации о совершённых мошенничествах в банки с целью проведения разъяснительной работы с гражданами, которые осуществляют переводы денежных средств, размещения стикеров и информации на банкоматах, стендах о совершаемых мошенничествах. Наиболее же действенной профилактикой данного рода преступлений, нам кажется, является наличие достаточных знаний у самих граждан, в том числе о способах совершения преступлений.

1988

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ