icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
18:08
Четверг, 5 Августа
Рекламный баннер 990x90px top

Прощай, интернатура!

2017-04-02

Говорят, что отмена интернатуры для выпускников медвузов - вопрос решённый. И обосновывается это нехваткой медицинских кадров так называемой «первичной практики». Казалось бы, какое нам, обывателям, есть до этого дело? Так ведь эти выпускники придут лечить нас, простых граждан! Это мы объекты «первичной практики». А нам, ой, как не хочется стать жертвами врачебной неопытности.

Чего ждать от нововведений в медицинском образовании?

Что же предлагается взамен? Реформаторы мед-образования решили, что студенты медицинских вузов будут осваивать технику врачевания на симуляторах или в закреплённых за вузом больницах и поликлиниках. Студенты уже на пятом и шестом году обучения станут отрабатывать практические навыки под руководством специалистов из закреплённых лечебных учреждений. А кто из нас не знает, как студенты относятся к практике – сами были студентами.

Сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, скажем, Яковлевского района, должен будет в течение трёх лет отработать в ЦРБ или детской поликлинике в качестве терапевта или педиатра. Только по прошествии трёх лет он получит право поступать в ординатуру, где сможет за два года обучения стать более узким специалистом. Вот такую схему получения медицинского образования предлагают взамен старой.

Для сравнения, в Великобритании с давно сложившейся системой здравоохранения медицинское образование занимает 7-8 лет после обучения в специальном колледже. Заметьте, даже не в школе! И два года из них – это интернатура. Профильное же образование в медицине получают ещё 4 года. При таком подходе там не может быть непрофессионалов. Отказываясь от интернатуры и делая промежуток в три года между выпуском и ординатурой, не рубим ли мы сук, на котором сидит мастерство врача?

Отмена интернатуры – это минус, обязательная отработка – это плюс

Давайте поразмышляем: если на практику будет отведено больше времени, то значит, сократится время на изучение важнейших теоретических дисциплин, например, анатомии, микробиологии, биохимии, физиологии, без знания которых стать врачом невозможно. В интернатуру выпускник шёл вооружённым знаниями и полностью погружался в практический процесс под руководством опытных наставников, ответственных за его подготовку. Это не несколько часов в неделю!

Павел Воробьев, профессор МГМУ им. Сеченова, полагает, что «заткнуть дыру», существующую в первичном амбулаторном звене, при помощи вчерашних выпускников просто невозможно. Именно на этом участке решается до 80% проблем, связанных с жалобами больных на здоровье. Поэтому врач, не имевший до этого реальной практики, скорее навредит, чем поможет страждущим. Некоторые медики уверены, что свежеиспечённые врачи ещё и создадут конкуренцию своим более опытным коллегам.

Не меньше беспокоит и то, что данная инновация может привести к сокращению числа узких специалистов. За три года работы после выпуска много воды утечёт: возможно появление семьи, детей. И если даже мечтал выпускник стать, например, хирургом, то перспектива в 27 лет от зарплаты вернуться к стипендии не очень радует. Лучше уж сидеть в терапевтах. Так что терапевтов будет достаточно, кадровый голод «первичной медицины» будет утолён, а вот невропатологами, эндокринологами, офтальмологами или гинекологами, которых повсеместно не хватает, станут единицы, не мыслящие себя без этой профессии и готовые на жертвы во имя её.

Практикующие врачи о реформе

Поскольку речь идёт и о педиатрах, которым доверяется здоровье самых драгоценных для нас людей – наших детей, то мы поинтересовались мнением о реформе медобразования у заведующего детской поликлиникой, врача-педиатра с большим практическим опытом, Марины Владимировны Гришаковой:

- Совсем невозможно, чтобы к лечению детей допускались выпускники без опыта работы. Конечно, и в годы моей учёбы была практика, особенно на старших курсах в конце каждого учебного года, но интернатура как раз позволила приобрести необходимый опыт под руководством врачей-практиков. В это время можно было встретиться с разными случаями детских заболеваний и быть готовыми к ним в самостоятельной работе. У интернов и ответственность за опыт гораздо выше, чем у студентов. А вот трёхлетняя отработка, которую вполне можно ввести и после интернатуры, мера нужная. И кадрами будут обеспечены лечебные учреждения, и можно точно определиться, чего ты хочешь от профессии дальше. Хочешь специализироваться – иди в ординатуру.

Только непонятно, как быть с хирургами. Мои однокурсники, например, начинали специализироваться по хирургии уже на старших курсах, мне кажется, у них не должно быть перерывов в образовании.

Вопрос, конечно, риторический

Много «но» в реформе медицинского образования, несомненно, она не от хорошей жизни, несомненно, что есть в ней какие-то свои плюсы, но отменять интернатуру – это всё равно, что учить плавать, бросив беспомощного человека в воду – выплывет, будет хорошим доктором. А пока он ручонками будет махать, чьё-то здоровье может серьёзно пострадать. Реформаторы-то, наверняка, лечатся у других врачей. А как быть простому люду?

1744

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ