icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
20:34
Суббота, 12 Июня
Рекламный баннер 990x90px top

Вот она, свобода!

2017-03-16

Рано или поздно перед родителями встаёт вопрос: когда можно отпускать ребёнка на улицу одного? Как понять, что он уже «дозрел» до самостоятельных передвижений и прогулок? Тем более, весна всё ближе, а значит, наши дворы и площадки наполнятся детскими голосами.

Попробуем разобраться.Поколение нынешних родителей хорошо помнит, что «в наше время» дети, едва переступившие порог школы, уже считались достаточно взрослыми для самостоятельных прогулок.

Первоклашка с ключом на шее представлял собой нормальное, даже обыденное явление.  Сегодня подобная ситуация является, скорее, исключением. В городе семилетних детей без родителей можно встретить разве что на огороженных и охраняемых придомовых территориях. В сельской местности с этим проще – там, где все друг друга знают, у детей больше свободы.

И всё же если сравнивать сегодняшний день с временами нашего детства, отметим, что нынешнее общество более разрозненно, более тревожно и, что логично, более озабочено проблемами безопасности. Как бы то ни было, а у детей тоже есть свои потребности, и потребность в самостоятельности – одна из основных.

Когда же начинать «отпускать» от себя ребёнка, чем руководствоваться? Ведь каждый малыш развивается в собственном темпе, а потому возраст наступления готовности к самостоятельности не может быть единым для всех. Как же определить момент, когда уже «пора»? Мы спросили об этом медицинского психолога ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» Л.В. ПЕРЬКОВУ.

- Готовность ребёнка к самостоятельным прогулкам могут определить только родители. Здесь играют такие факторы, как возраст, воспитание, родительское отношение к проблеме, местоположение. Если родители знают, что ребёнок готов пойти с кем и куда угодно, выбегает на дорогу, часто и легко вступает в драку, плохо ориентируется на местности, не в состоянии о себе позаботиться, не знает, когда он голоден или сыт, не замечает, холодно ему или жарко, если он затрудняется в определении собственных желаний – всё это признаки психологической неготовности к самостоятельности.

Другое дело, если ребёнок хорошо ориентируется на местности, бдителен на проезжей части; внимателен к происходящему вокруг него, умеет строить общение, в состоянии обратиться к прохожим за помощью, может отстаивать свои интересы – это признаки психологической зрелости ребёнка, позволяющие доверить ему ответственность за него самого на прогулке. 

Условно общение ребёнка во дворе можно разделить на несколько этапов. Первый, когда малыш ещё только делает первые шаги. Это детская площадка. Он впервые сталкивается со своими сверстниками, здесь закладываются основы будущих отношений. Родители должны показать, как надо вести себя с незнакомыми детьми. Важно всё: интонация, мимика, жесты, действия. Ребёнок, как губка, впитывает, наблюдает, запоминает и впоследствии воспроизводит модель поведения, которая была заложена с детства.

Второй этап – песочница. Происходит момент взаимодействия. Дети начинают общаться друг с другом. Отбирать или делиться игрушками, кусаться, толкаться. Объяснить правильное поведение тоже под силу маме и папе.

Важно не только контролировать, не только быть сторонним наблюдателем процесса, а самим принять участие в играх. Кататься с горки, лепить «куличи» в песке, прыгать на батуте.

Но, к сожалению, не все решаются «вспомнить» детство и предпочитают заниматься своими делами, нежели ребёнком. Не раз многие из нас наблюдали картину в парке, когда дети играют сами по себе, а мамочки, в лучшем случае, просто разговаривают, в худшем – пьют пиво и курят.

Третий этап – детский сад. В этот период необходимо прививать уважение к старшим, к воспитателю. И обязательно разговаривать с малышом, интересоваться его жизнью в детском саду, его успехами и неудачами. Тогда ребёнок поймёт, что маме и папе его жизнь за пределами дома тоже интересна. Закладывается такой фундамент доверия, который потом, когда он станет старше, поможет в общении. Именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок становится более самостоятельным, начинает один выходить на улицу.

Если вы решили, что он к этому готов, отпустите его, но обязательно контролируйте. Хотя бы первое время. Для него двор, когда он будет гулять один, покажется совсем иным: чужим и страшным. Это не то что гулять с мамой за руку. Поэтому помогите ему перебороть этот страх. Убедите малыша, что вы рядом.

Младший школьный возраст, особенно первый класс, сопряжён со многими трудностями. Стать самостоятельным за неделю ему будет сложновато. Каждый раз, отправляя его в школу или во двор, не забывайте проводить инструктаж. Объясняйте правила соблюдения безопасности.

И это касается не только того, чтобы он не подходил к незнакомым людям, ничего у них не брал, никуда с ними не ходил, был всегда на связи (благо мобильные телефоны есть даже у дошколят) и т.д., но и правила безопасности с игровым оборудованием. Те же горки, качели, турники могут стать причиной трагедии.

Поэтому покажите, научите, как можно играть, бегать, лазить, кататься и при этом избежать травм, – отметила Любовь Витальевна. Но всё же нужно переступить черту и перестать быть наседкой. Родители же не могут всю жизнь защищать от трудностей и сложностей своё чадо.

Если ребёнок готов, привык к самостоятельности, слушается, то почему бы не попробовать? Хотя, как призналась моя знакомая, когда её дочь первый раз вышла во двор одна, та чуть не поседела. Простояла у окна всё это время и следила за каждым шагом малышки, готовая в любую секунду бежать ей на помощь. Теперь не отходит от домофона.  

Свобода неотделима от ответственности. Важно, чтобы ребёнок понимал это с самых первых шагов, сделанных вне дома самостоятельно.

534

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ