icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
12:39
Среда, 28 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Штрафуют… все!

2016-10-20

Это горькое слово «штраф»! Куда ни кинь, в какую сферу ни загляни, все сегодня налегли на штрафные санкции. Конечно, никто не отменял пресловутое «русский человек поймёт только удар рублём», но то, какой размах порой приобретает в некоторых структурах желание обложить всех и вся штрафами, просто вызывает недоумение.

Как-то мы попытались выяснить, остался ли хоть один водитель, которого ни разу не оштрафовали сотрудники ГИБДД. Не удалось. Наверное, нет таких. Самое печальное, что даже добросовестные владельцы авто, которых много среди женщин, пожилых людей, и те попадут то в объектив «скрытой камеры» за небольшое превышение скорости, то забывшие вовремя заплатить налог – нарвутся на штраф или пеню, а в последнее время и на работе многим выставляют штрафы по тем или иным, чаще всего пустяшным поводам.

Итак, давайте разбираться с помощью юристов 9111.ru.

Какие штрафы можно законно не оплачивать?

Магазины, кинотеатры, предприятия общественного питания, образовательные и медицинские учреждения часто заявляют о штрафах, которые могут быть взысканы с посетителей за те или иные действия. Кто имеет право накладывать штраф, а кто нет?

Накладывать на граждан штрафы за административные правонарушения могут только должностные лица государственных органов, наделённые властными полномочиями, их перечень законодательно определён. Все иные штрафы, о которых часто предупреждают посетителей кафе, магазинов и других предприятий и учреждений, по своей природе незаконны.

Например, владелец ресторана, повесивший объявление о том, что за курение у входа в заведение предусмотрен штраф 1000 рублей, не имеет право его взыскивать. Если в действиях посетителя, по его мнению, содержится состав административного правонарушения (ст. 6.24 КоАП РФ), то он может это зафиксировать и передать информацию сотрудникам полиции, которые могут, если на то будут законные основания, привлечь нарушителя к административной ответственности в виде штрафа, однако уплачен он будет государству, а не заведению.

Штраф или возмещение ущерба?

Если какая-либо организация за неуплату штрафа угрожает посетителю неблагоприятными последствиями, например, в виде одностороннего отказа от оказания услуг, то он должен знать, что при грамотной юридической поддержке можно привлечь эту организацию к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение прав потребителя, говорят юристы.

Ещё один распространённый пример – штраф за разбитую посуду, о котором часто предупреждают посетителей предприятий общественного питания. Взыскивать такие штрафы незаконно, так как разбитая посуда является ущербом, а порядок его возмещения определён ст. 1064 ГК РФ, которая требует обязательного наличия вины и иных условий ответственности. Штраф же всегда фиксирован и не учитывает реальную стоимость имущества и степень его износа. Поэтому при предъявлении требования оплатить штраф за порчу имущества гражданин может встречно потребовать предоставить ему документы, подтверждающие стоимость вещи и дату её приобретения.

Во многих ресторанах Белгорода можно прямо в меню увидеть отдельную страничку, где обозначена стоимость разбитой посуды. Законно ли это, спрашивают наши читатели.

Оказывается, гражданин может возместить убытки в добровольном порядке, если он признаёт вину и согласен с размером ущерба, или предложить противной стороне обратиться с иском в суд, так как обязанность возместить ущерб может быть возложена на него только решением суда (ст. 35, 55 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). В суде истец должен будет доказать размер ущерба и основания ответственности причинителя вреда (наличие ущерба и его размер, причинную связь между его действиями и наступившим ущербом), а ответчику придётся доказывать отсутствие вины, так как ст. 1064 ГК РФ устанавливает презумпцию вины причинителя.

Как отказаться от турпутёвки или отменить бронь без штрафов?

С приближением лета спрос на туристические услуги традиционно растёт. Чтобы получить скидки за раннее бронирование, туристы стремятся купить путёвки за месяц или два, но обстоятельства часто вынуждают отказаться от планов на отдых. Возврат заранее купленной путёвки или отмена брони нередко заканчиваются потребительским спором.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителя», потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Таким образом, при отказе от брони или путёвки исполнитель обязан вернуть заказчику или полную стоимость или же её часть за вычетом фактически понесённых расходов, причём эти расходы должны быть подтверждены. Турист вправе потребовать предоставления ему расчёта и доказательств этих расходов (ст. 10 Закона РФ « О защите прав потребителей»).

Часто турфирмы и отели включают штрафы за аннуляцию путёвки или брони в договор, который подписывает клиент, а в случае конфликтной ситуации на него ссылаются. Это незаконная практика, ущемляющая права потребителя по сравнению с законом – в данном случае со ст.32 ЗОЗПП, уверены юристы. Такие пункты договора в соответствии со ст. 15 ЗОЗПП считаются недействительными. За их включение установлена ответственность по ст.14.8 КоАП РФ. Судебная практика по этому вопросу на стороне туристов. Исполнитель может оставить за собой только фактически понесённые расходы, которые он может документально подтвердить, а взимание штрафов противоречит закону.

Можно ли фотографировать в кинотеатре?

О внушительном штрафе за фото- и видеосъёмку в кинотеатре посетителей обычно предупреждают ещё при входе в заведение, однако законом он не предусмотрен, и организация не правомочна его устанавливать. Запрет на съёмку может быть вызван необходимостью соблюдения авторских прав, но в этом случае право требовать компенсацию за нарушение авторских прав, если таковое будет иметь место, вправе сам автор или иной правообладатель, но никак не кинотеатр, так как нарушаются не его права, а права правообладателя (ст. 1252 ГК РФ).

Как оспорить штраф на работе?

Штрафы на работе сегодня довольно распространённое явление, несмотря на то, что по закону работодатель не имеет права штрафовать работника. А какие дисциплинарные взыскания могут применяться к работникам, в каких случаях допускается депремирование и как оспорить незаконные действия работодателя?

Меры дисциплинарного взыскания, которые работодатель вправе применить к работнику, перечислены в ст.192 ТК РФ. Штраф к таким мерам не относится. Этой же статьёй установлено правило, согласно которому не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Это правило дополняется положениями ст.8 ТК РФ, которая запрещает применение норм локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а также локальных нормативных актов, принятых без учёта мнения представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ).

Какие виды дисциплинарных взысканий работодатель вправе применять?

Основания привлечения к дисциплинарной ответственности определены в ст. 192 ТК РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей по его вине может повлечь замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Допускаются также и другие дисциплинарные взыскания, которые могут быть установлены нормативными актами различных уровней.

Когда работодатель имеет право наказать работника рублём?

В силу ст. 135 ТК РФ система оплаты труда регулируется локальными нормативными актами. На основе Положения о премировании, действующего в организации, работодатель вправе лишить работника премии, поскольку выплата премии связывается с надлежащим исполнением работником трудовых обязанностей. Положение должно содержать описание дисциплинарных проступков, при совершении которых применяется депремирование, а также порядок наложения взыскания. При возникновении спора в таких ситуациях суд может занять сторону работника только при наличии у него уважительных причин.

При этом работодатель может выплачивать разовую премию, однако это является его правом, а не обязанностью.

Споры о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании премиальных выплат, компенсации за задержку таких выплат и компенсации морального вреда рассматриваются в суде. Для этого необходимо подать исковое заявление. Одновременно работник вправе подать жалобу в Государственную инспекцию труда с просьбой привлечь работодателя к административной ответственности – ст. 5.27 КоАП РФ.

Говорят, многие наши холдинги, сетевые компании, не говоря уже об ушлых частных предпринимателях, практикуют наложение штрафов по тем или иным поводам. Приходит человек на работу, обещают в качестве зарплаты одну сумму, наступает черёд расписываться в ведомости, на выходе – совсем другая, чуть ли не вдвое меньше обещанного сумма. А что вы хотели – штрафы, разводит руками работодатель. И мы миримся,  что делать: пойди сегодня, найди работу в разгул кризиса…

568

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ