icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Белгородское время
13:57
Sunday, 11 Апреля
Рекламный баннер 990x90px top

Светлана Немыкина и Алексей Зимин: "все как есть"...

2016-04-07

Те, кто смотрит областной телеканал “Мир Белогорья”, наверняка не раз слышали имена Светланы Немыкиной и Алексея Зимина. Сначала телепроект "Всё как есть», затем - «Места знать надо», и вот уже - «В реальном времени», которые не могли не оценить телезрители. В январе на областном Балу прессы эта творческая команда получила статуэтку победителя в номинации “Прорыв года” за свои телевизионные проекты. Это и, естественно, интерес наших читателей послужили поводом, чтобы пригласить Светлану и Алексея в нашу “гостиную”.

- В двух словах о том, как вы оказались на телевидении.

Немыкина: Родилась я в Белгороде. Семья у нас, каких сотни: мама – учитель в школе, папа – сварщик. Все 11 классов я училась в лицее №9, бывшая женская гимназия. Это самый центр Белгорода. Не могу сказать, что это были для меня «школьные годы чудесные». Училась я хорошо, сносно, ничем особенным из толпы не выделялась. Никогда не мечтала о телевидении и уж тем более о журналистике. Не представляла себя «с лейкой и блокнотом» в школе и даже на первом курсе журфака БелГУ. К счастью, первая серьёзная практика расставила всё по местам...

Зимин: Я учился на втором курсе журфака, когда нам предложили пройти стажировку на местном телеканале. Мы болтались там пару месяцев, смотрели как работают кореспонденты, операторы, пробовали что-то писать и снимать. Всё это было не слишком серьёзно, баловство, скорее желание потешить своё самолюбие, чем попытка научиться чему-нибудь. Но было интересно. Потом один из операторов мне сказал: «Бери камеру и снимай. Оператор - вот что тебе нужно». И потом ещё длинная тирада о том, что оператор это главный человек на съёмочной площадке, и вообще есть вакансия ассистента-оператора. На региональных телекомпаниях лет десять назад это был самый популярный способ пополнения операторского штата - брать человека с улицы, давать ему камеру и - на съёмку. Операторов-профессионалов с образованием и опытом работы на серьёзных проектах в регионах было не найти, но снимать кто-то должен. Качество, конечно, было ниже всякого уровня. Но постепенно втянулся...

Её острые материалы на ГТРК “Белгород” до сих пор на памяти. Уже тогда можно было отметить желание лезть в глубину, докопаться до истины, раскрыть тему со всех сторон. Именно тогда, в качестве спецкора, выработался “собачий”, как мы его называем за глаза, график работы. Для телевизионного журналиста, впрочем, как и для любого другого, нет понятий дня и ночи, зимы и лета, обеда и сна. Как ребята относятся к этим профессиональным «издержкам»?

Как оказалось, достаточно прагматично. У Алексея, например, в семье привыкли, что его день ненормирован. Да сам он давно не напрягается, если сорвался обед или пришлось работать после восемнадцати. Но Светлана - девушка, как она реагирует на “вольный” график? К рваному графику быстро привыкаешь, если понимаешь, ради чего ты вынужден просыпаться и ехать на работу в 4 утра или задерживаться и оставаться на ночь, чтобы успеть подготовить материал к эфиру, считает Светлана. В этом нет никакого героизма, это работа, вопрос лишь в том – нравится она тебе или нет. И то, что она нравится ребятам, - вне всякого сомнения.

- А на каком этапе сложился творческий тандем? Кто в нём главенствует, кто подбрасывает идеи? - допытываюсь я.

Немыкина: Мы с Алексеем Зиминым долгое время работали в новостях. Это школа, которую обязательно должен пройти каждый журналист. Но там темп, задачи и возможности редко позволяют заняться чем-то кроме репортажей. Видимо, у нас с Лёшей это получалось неплохо, раз в 2013-ом нам предложили заняться созданием собственных программ.

Так мы оказались на ТРК «Мир Белогорья». Всё началось с проекта «Всё как есть». В процессе мы поняли, что нам вместе работать удобно. Но нужно понимать, что журналист и телеоператор – люди разного склада, и процесс «притирки» неизбежен. Он или пройдёт успешно или они, недовольные друг другом, разойдутся по углам. Для меня главное, чтобы моему напарнику было интересно работать, потому что мне самой интересно. Редко такое бывает, но Алексей не только оператор, он по натуре ещё и журналист – я у него многому научилась за два с половиной года работы вместе и до сих пор учусь. Сейчас мы – соавторы, мы понимаем друг друга. В большинстве случаев...

Зимин: Света главенствует. Она живёт нашими проектами, у меня же кроме них ещё куча других. На этапе подготовки мы обсуждаем сценарий, сюжетные ходы, драматургию. Но большинство идей рождается уже во время съёмок, когда видишь фактуру. Я из числа операторов, исповедующих технический подход к съёмкам, для меня важно, чтобы кадр рассказывал историю, а не служил средством самовыражения оператора. Формула «Я художник - я так вижу» не для нас. Поэтому мнение Светы, как автора проекта, для меня главное.

Немыкина: Тему для будущей программы может подбросить даже водитель по пути на съёмку. «Мир Белогорья» – это большая команда, так что проблем с идеями нет.

- Откуда появилась идея создать проект «Места знать надо»? В принципе, сегодня краеведческой темой уже никого не удивишь, но вам удалось вчерашний борщ подать по-особому, если учесть, что мы работаем на провинциальном уровне?

Зимин: Для меня «Места знать надо» был самым важным проектом. Важнее, чем всё остальное, что я снимал. Здесь были и сценарий, и режиссура, и работа оператора-постановщика. Это было то, чем я всегда хотел заниматься. Я мог ходить взад-вперёд по съёмочной площадке, двигать свет, придумывать нестандартные ходы, образы. Это было так далеко от журналистики, репортажей, новостей. Это настоящая свобода творчества. Мы сняли два абсолютно разных сезона, и каждую тему старались подать по-особенному. Краеведение вещь интересная, многие каналы федеральные и региональные с успехом её эксплуатируют. Вопрос был в форме, как показать интересно и нетривиально известные вещи. Потому и выбрали такой художественно-постановочный метод. Мы добавили элементы шоу, и тема заиграла новыми красками. Делали ставку как раз на массового зрителя, понимая, что историкам и краеведам она будет неинтересна.

Немыкина: «Места знать надо» на «Мире Белогорья» родились случайно. Заканчивался первый сезон «Всё как есть», дело шло к лету, и мы думали над темой очередной программы. Речь шла о внутреннем туризме – и, как водится, мы хотели показать «всё, как есть». И тут генеральный директор Елена Бондаренко предложила перенести эту идею в новый проект. В итоге, всё лето мы колесили по Белгородской области в поисках прекрасной старины и объектов туризма.

«Места знать надо» оказался проектом живым. В первом сезоне это было «road movie» - путешествие, каждая программа начиналась с того, что ребята находили тему, место – куда хотели бы поехать, о чём хотели бы сами узнать, потом садились в машину и – то тут, то там собирали информацию. Источники? Это были краеведческие музеи, краеведы, местные жители, архивы, книги, в общем, все, кто имел отношение к тому или иному объекту и его истории. В итоге у зрителя была возможность пройти вместе с авторами путь от незнания до так называемого «просветления».

Немыкина: Плюс – Алексей знает, как всё это снять не просто красиво, а интригующе – пейзажи и человека в кадре. Действительно, проект получился живой, потому что во втором сезоне он изменился просто до неузнаваемости. И хотя это было то же путешествие сквозь историю, форма стала игровой. То есть мы брали фрагмент истории и представляли, как это могло бы быть. Пропускали через себя. Вообще у Лёши есть мечта – снять когда-нибудь документальное кино. И он к этой мечте стремится - изучает методы постановки света, композиции, опыт других режиссёров, так что кроме достойных натурных сьёмок у нас были ещё и прекрасные эпизоды, снятые в студии. Поэтому ко всем прочим его компетенциям можно смело добавить - режиссёр-постановщик. А я в нашем случае - помощник режиссёра...

- Как я понимаю, вы стали известны широкой публике по проекту «Всё как есть» - первому в региональном телеэфире журналистскому расследованию со скрытой камерой. Как тут отбирали тему? Подсказывали зрители, собственное знание жизни?

Немыкина: Темы для программы «Всё как есть» мы черпали из интернета. В основном, конечно, помогал сайт проекта «Народная экспертиза». Там есть чёрный, белый списки, так вот мы постоянно мониторили этот ресурс – там сразу видно, ЧТО народ беспокоит и в какой степени. Зрители программы писали в личку в соцсетях, звонили, да и сейчас по старой памяти обращаются. Проект действительно оказался полезен людям. Разбирались с самозахватом парковок, сумасшедшими очередями в поликлинике, продажным донорством. Многим помогали, кто зарвался – ставили на место.

- Сейчас вы запустили новый проект «В реальном времени». Расскажите немного о его концепции?

Зимин: В этом проекте сочетаются жанры классического репортажа и документального кино. Здесь мы следуем заветам Дзиги Вертова и его принципу «камера смотрит в мир». В этом проекте задача оператора не мешать герою говорить. Говорить то, что он думает на самом деле. Мы хотели показать действительность - схваченную врасплох, неприглаженную. Может быть, этого и не хватает сегодня на экранах. Мы видим, что делается там «наверху», мы знаем, чем живут артисты и политики, кто с кем спит и у кого дороже вилла в Лондоне. Это какая-то информационная вертикаль, и всё остальное, что располагается вокруг нас «по горизонтали", и мы сами в услужении у этой вертикали.

Мы пытаемся направить зрение наших зрителей как раз на этот горизонтальный пласт. Здесь как раз и происходит жизнь в тех деталях и подробностях, которые мы никогда не видим. И это захватывает. Это охота за реальностью, и здесь может повезти, а может и не повезти, и ты привезёшь такой абсолютно кондовый стандартный репортаж.

Немыкина: Каждого из нас интересует жизнь своя, но иногда нам становится любопытно – а как живут другие? В нашем новом проекте мы даём возможность жителям Белгородской области заглянуть туда, куда вообще-то посторонних обычно не допускают. По разным причинам. Иногда из соображений безопасности, а иногда просто потому, что вот где-то там начинается личное пространство. И пересечь черту не каждому позволено.

В программе мы снимаем обычных людей. У них всё как у всех. Есть и радости, и беды. Они разные, но всех объединяет любовь к своей профессии, месту, где родился, к ближнему. В этих людях есть главное – искренность. Им веришь, когда они рассказывают о том, как живут, как справляются с проблемами. В этом случае наша задача – быть наблюдателями. Мы фиксируем на видео важные моменты из жизни героев. Пытаемся показать их настоящий быт, без искусственных постановок и реконструкций событий.

- Считается, творческий тандем сложился, когда в нём оба понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда? Как у вас обстоят дела в этом плане? Почему именно Зимин?

Немыкина: Тут скорее – почему именно Немыкина?

Отвечая на этот вопрос, Светлана улыбается, а Алексей вовсе скромно отмалчивается. И ты понимаешь, что это как в семье - всё сложилось на интуитивном уровне. А без этой “связки” вряд ли можно рассчитывать на качественный результат.

578

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ