ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ: мальчики - налево, девочки – направо

Беседовала Н. БЕСПАЛОВА.

01.10.2011 00:00

ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ: мальчики - налево, девочки – направо

В настоящее время особо актуальным становится образование, рассматриваемое с позиций здоровьесберегающего  фактора.  Методику обучения, позволяющую не только не нарушать, а даже укреплять здоровье учащихся, разработал учёный, педагог-новатор В.Ф. Базарный.  Для психологического комфорта и лучшей адаптации программного материала в методиках Базарного рекомендуется  гендерное обучение, т.е. отдельное обучение девочек и мальчиков. С 1 сентября с.г. наш район наряду с ещё четырьмя школами областного центра вступил в этот эксперимент. Рассказать о внедрении новой методики мы попросили первого заместителя начальника управления образования Т.А. ЗОЛОТАРЁВУ.

- Татьяна Алексеевна, что включает в себя понятие «гендерное обучение»?

- Гендерное обучение  основывается на  переосмыслении способов и  методов обучения в контексте значимости какой-либо учебной дисциплины через призму женского и мужского восприятия; это принятие учителем личности учащегося с позиций его гендерных особенностей, проявляемых на уровне осознания учеником изучаемых явлений и соответствующих определённым психофизиологическим параметрам личности. Иными словами,  нужно  помочь мальчикам стать настоящими  мужчинами, а девочкам – женщинами. Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учёбе, а с другой – избежать переутомления. Необходимость в гендерном обучении возникает по ряду причин. Во-первых, развитие мальчиков и девочек различается в той или иной степени по “скорости” и по содержанию. Во-вторых,  установлено, что у девочек больше развиты вербальные способности, а у мальчиков - математические и визуально-пространственные, в-третьих, несмотря на выравнивание учебных программ, интеллектуальные различия между мальчиками и девочками сохраняются, хотя ни те, ни другие не имеют явных преимуществ.

- Как этот эксперимент реализуется в нашем районе?

- Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения.
 В Яковлевском районе в рамках эксперимента  «Развитие здоровой личности младших школьников  на основе гендерного подхода»  на базе средней школы № 2 г. Строителя (директор С.А. Панченко) из пяти первых параллельных классов - три смешанных и два  гендерных: класс мальчиков (учитель Е.Н. Чащина) и класс девочек  (учитель Г.Н. Кошевая).  Вторая школа  - это авангард на пути решения проблем здоровья школьников, на протяжении ряда лет школа функционирует как школа здоровья, коллектив школы не только активно внедряет элементы здоровьесберегающих технологий  в учебный и воспитательный процесс, но и охотно делится своим опытом с коллегами других образовательных учреждений путём проведения конференций,   семинаров, мастер-классов. С этого учебного года школа будет работать в режиме региональной стажёрской площадки «Распространение в субъекте Российской Федерации моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся». Для реализации  этого проекта медико-оздоровительный центр, который функционирует на базе школы, в ближайшее время будет оснащён дополнительно новым медицинским оборудованием из средств федерального бюджета.

- В чём отличие методики преподавания предметов при гендерном обучении?

- Отличие методики преподавания строится на основе физиологических и психологических особенностей девочек и мальчиков. У каждого из них свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приёмы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.   Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.  Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

- Каковы перспективы продолжения эксперимента?

- Руководство второй школы планирует продолжать работу в этом направлении. При наборе  первоклассников  в  будущем учебном году будут открываться гендерные классы. Возможно,  гендерное обучение не оставит равнодушными и другие образовательные учреждения района.

- Не секрет, что воплощение новых идей – довольно затратное дело. Как планируется поддержать эксперимент материально?

 - В этом учебном году планируется оснастить кабинеты  компьютерной техникой, ростовой мебелью, игровыми уголками. Но также  необходимы  для  работы  стоя конторки, чтобы в течение урока ребёнок несколько раз смог бы поменять положение тела,  массажные коврики.  В методике обучения должны использоваться офтальмотренажёры на потолках, картинки зрительно-сигнальных сюжетов, специальные художественно-образные прописи, деревянные массажёры для стоп ног. Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство всё же признаёт необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

В заключение хотелось бы сказать, что раздельное обучение детей разного пола не только имеет право на существование в качестве альтернативной, причём здоровьесберегающей формы организации обучения учащихся, но создаёт реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей, которые могут быть направлены на успешное решение в стране национальной демографической программы.

Комментариев: 2
Просмотров: 9754