Два именитых режиссёра почтили визитом кинофестиваль «Сталкер»

Роман АРТЁМОВ. Ирина БАБИНА. Фото Ю. Поликарпова и И. Бабиной.

13.04.2018 15:00

Два именитых режиссёра почтили визитом кинофестиваль «Сталкер»

Второй год в Белгороде проходит кинофестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Это, конечно, не Канны и даже не Московский кинофестиваль, но тоже становится событием не рядового масштаба в нашем удалённом от столиц Белгороде.

Помимо насыщенного пятидневного «меню» кинофестиваля, наибольший интерес представляли творческие встречи с именитыми режиссёрами в первый и последний день кинофорума - Юсупом Разыковым и Валерием Ахадовым. Десятки киносценариев и отснятых картин, сотни наград международных и российских кинофестивалей, а ещё очень точное отношение к деталям в кадре и свой неповторимый почерк в каждой киноработе. Пожалуй, так можно представить режиссёра Юсупа Разыкова.

Нам довелось пообщаться с Юсупом Разыковым, который привёз на фестиваль киноленту под названием «Турецкое седло». Если говорить о картине, то первое, что приходит на ум при просмотре – это действительно картина: каждый кадр выверен настолько, что если нажать на паузу, им просто можно любоваться как произведением живописи. Но не только в этом секрет хорошего настоящего кино, которое делает Юсуп Разыков. Мы спросили у режиссёра, может быть, есть какой-то особый рецепт его успешности? Возможно, для хорошей картины нужны известные актёры?

- Нет, - ответил Юсуп Сулейманович, - хороший актёр, это, конечно, всегда спасение, но востребованные актёры, порой, просто топчутся на месте. Некоторые за год умудряются сняться в 5-6 лентах. В результате имена становятся клишированными, а значит, и неинтересными. Хорошее кино, - это, прежде всего, история или проблема, которая близка. Ты можешь жить и даже не подозревать, что в нашем обществе есть вот такие, например, проблемы, пока тебе их кто-то не показал как через линзу – выпукло. Я стараюсь снимать истории, которые меня захватили, вызвали сильную эмоцию, даже если это было чувство отвращения.

Вот и фильм «Турецкое седло», премьера которого состоялась в Белгороде, тоже имеет свою историю. «Турецкое седло» - не мюзикл, не комедия, не боевик, нет в ней умопомрачительных спецэффектов, как нет и переигрывающих актёров – всё здесь настолько органично, что ты с первых минут погружаешься в мир маленького городка, где происходит действие, а затем, постепенно и в мир главного героя, которого не сразу понимаешь и принимаешь. По сути, кинокартина Разыкова – это продолжение «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, объединённых общим мотивом изображения греховной страсти, которая разъедает саму основу человеческой души, даже если та глубока и сильна. И то, что режиссёр заставляет нас в течение фильма думать, чувствовать и сопереживать – одно из главных достоинств киноленты.

Весьма аппетитным десертом к и без того «калорийному меню» телефестиваля «Сталкер» стал пятый, заключительный день. Его организаторы поименовали «Молодое кино XXI века», а программа включала игровые короткометражные фильмы молодых режиссёров, выпускников Высших курсов кино и телевидения ВГИКа мастерской известного кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств России Валерия Ахадова. Сам мэтр, известный широкой публике по фильмам «Кто поедет в Трускавец?», «Женщин обижать не рекомендуется», ну и, конечно же, нашумевший на осколках Великой страны под названием СССР «Дорогая Елена Сергеевна», не только приехал представить картины своих подопечных, лишний раз подтвердивших простую истину «у хорошего учителя не может быть плохих учеников», но и активно общался с залом в форме творческой встречи.

Открыли вечер сразу две короткометражки Яны Климовой-Юсуповой «Любовь» и «Живые». Зрителю предстоит самому рассудить, двойной смысл названия киноленты: одна любовь – это то, чем промышляет главная героиня, которую сыграла известная актриса Дарья Екамасова, другая – вечная, неугасающая любовь старика, чей образ блестяще воплотил на экране замечательный актёр Юрий Назаров (помните, отец в «Маленькой Вере», милиционер в «Трактире на Пятницкой», наводчик в «Сталинграде» и др., всего более 200 ролей). И этот философский посыл со стороны молодого режиссёра, скорее всего, ещё и не имеющего большого жизненного опыта, лишь свидетельствует о том, что за ним – большое будущее.

- Вы наверняка ещё услышите это имя, - уверил Валерий Ахадов, - если не на «Оскаре» или в Каннах, то на вполне достойном уровне.

Вторая короткометражная картина (а на большие у выпускников ВГИКа нет средств – снимают на свои, спасибо ещё актёры соглашаются сниматься бесплатно, правда, конечно, если сценарий заинтересовал) той же Яны Климовой-Юсуповой, пришедшей в режиссуру, кстати, совсем случайно – до поступления во ВГИК была актрисой на Дальнем Востоке – называется «Живые». Это тоже не так модный ныне хоррор или боевик, это тоже картина о любви. С прекрасным созвездием известных актёров: Алёна Бабенко, Артём Михалков, Светлана Коркошко…

Фильм рассказывает о безнадёжно больной пианистке и её детях. Автор попытался здесь передать те чувства, которые испытывают члены семьи, когда узнают о неумолимо приближающейся смерти любимого человека. Фильм наверняка сможет помочь всем тем людям, которые не желают соглашаться с диагнозом врачей, смиренно принять реальность.

Другому молодому режиссёру Игорю Каграманову, видимо, тоже уже хорошо знакома жизнь за «пределами Садового кольца». Свой фильм он назвал просто и без амбиций - «Машка». Снятый близ Калуги (хотя, как выразился Валерий Ахадов, и в Москве сегодня можно снимать всё что угодно), он за три года успел побывать на многих кинофестивалях, экспонировался в Каннах. Уж не знаем, почему жюри не приглянулась наша социальная драма с понятным, наверное, только нашему зрителю сюжетом. В основу сценария легли судьбы трёх детей из неблагополучной семьи. Как признался в одном из интервью кинорежиссёр, «отчасти это была наша жизнь, когда в 99-м году, после известного кризиса, мы оказались в Калуге с тремя маленькими детьми, нам буквально приходилось выживать».

Завершал вечер фильм «Окурок». Это 10-минутная мини-комедия режиссёра Николая Рыбникова с популярным актёром Сергеем Горобченко. Забавная история рассказывает о грузчике Толике, который бездумно выбросил окурок из авто и… попал в окно проезжающего дорогущего «Мерса». Столкновение двух миров, двух мировоззрений, и неожиданные выводы приводят к крутым жизненным изменениям. Несёрьезно о серьёзном – так сам автор характеризует свою антитабачную комедию.

Разные по стилю и жанру фильмы, снятые разными людьми, а в целом на выходе преобладали приятные впечатления. Кстати, о своих талантливых учениках и их работах Валерий Ахадов, казалось, мог рассказывать бесконечно. Но несколько вопросов всё же удалось адресовать самому мэтру. Сегодня, как ни странно, он ни над чем не работает. Точнее, замыслы есть, но как выразился Валерий Бакиевич, трудно не снять и даже не находить деньги на фильм, труднее решить вопрос – что с картиной делать дальше. Поэтому сегодня мастер больше сосредоточился на преподавательской работе во ВГИКе.

Молодёжь его радует:

- Ремеслу можно научиться, талант не воспитаешь, - заключает мэтр. - Классики говорили: что нужно для хорошего фильма? Сценарий, сценарий и ещё раз сценарий! Повезло режиссёру с хорошим сценарием – это уже половина успеха.

Ну, а Белгород, не исключено, «родит» собственный кинофестиваль. Почему нет?

Комментариев: 0
Просмотров: 377