Пищевое расточительство

Наталья БЕСПАЛОВА

02.03.2018 15:00

Пищевое расточительство

Приехала приятельница из Шанхая, была там в командировке. Во всех торговых точках мегаполиса после восьми вечера цена на продукты питания, произведённые сегодня, снижается не менее чем на 50%, чтобы завтра на прилавки поступила свежая партия товаров. Ежегодно в мире пропадает треть всей еды. Потери оцениваются в колоссальную сумму – 750 миллиардов долларов. Что происходит с продуктами питания в нашей стране? Тонны еды, которые можно реализовать со скидкой или просто раздать малоимущим гражданам, утилизируются. Неужели мы с вами так хорошо живём, что считаем ниже своего достоинства брать товар не первой свежести? Ведь большая часть населения страны живёт-ну если не за чертой бедности, то близко к этому.

Еду – на свалку!

Объём продовольственных товаров, которые магазины по всей России ежедневно выбрасывают на свалку, исчисляются тоннами. Неужели от такого пищевого расточительства есть выгода? Специалисты говорят, что масштабных финансовых потерь крупные магазины не ощущают. Есть магазины, которые получают огромные прибыли на своём огромном обороте товаров, и для них выбросить продукты – это не издержки.

Кто доедает последнюю корку хлеба, считают, что выкидывать еду – это кощунство. Так неужели нельзя найти рациональное решение? Например, дать малоимущим людям возможность покупать продукты, срок которых подходит к концу, за полцены. Либо вообще раздавать бесплатно. Но в нашей стране закона, который бы обязал магазины на такой великодушный шаг, – нет. В России на такое способны только мелкие магазины и частные предприниматели. Некоторые магазины раздают продукты питания малоимущим и не берут за это ни копейки. Это личная инициатива частных предпринимателей. В одном из магазинов Калуги функционирует «Полка добра». Схема проста: не можешь купить – возьми, хочешь помочь – положи. На полке оказываются товары, которые оплатил другой человек, и они свежие. Это большое подспорье для малоимущих и хороший пример для тех, кто хочет помочь.

«Полки добра» бывают разные

Индивидуальный предприниматель торговой точки шаговой доступности из райцентра рассказала, что процент выбрасываемых продуктов в её торговой точке невелик. Чаще на свалку отправляются колбасные изделия и молочные продукты, но в небольшом объёме.

- Мы знаем свой контингент, знаем покупательскую способность и какое количество товаров уходит ежедневно. Поэтому заказываем маленькими партиями. Бывают исключения из правил, но редко. К примеру, из 10 баночек сметаны – одна останется. Лучше пусть нам чего-то не хватит, чем мы выбросим. Когда у товаров срок годности подходит к концу, мы выкладываем их на поднос с 50% скидкой и размещаем у кассового аппарата. Это могут быть овощи-фрукты, сгущённое молоко, томатная паста, кетчуп и проч. Всех предупреждаем, что срок годности заканчивается. Сделать специальную полку не позволяют размеры магазина. Просроченные товары списываем и утилизируем, часть – возвращаем поставщикам, но не все на это идут, - подчеркнула индивидуальный предприниматель.

Не потерять прибыль

Однако не все люди относятся к благотворительности с пониманием и уважением. Один предприниматель в своём магазине организовал бесплатную раздачу хлеба для нуждающихся. Но те жест добра восприняли как должное, и стали предъявлять претензии и требования. Особо сообразительные - и вовсе наживаться на халяве.

Какова ситуация в сетевых магазинах? Директор одного из них пояснила, что в её торговой точке специальных полок, где выкладывались бы продукты питания, срок годности которых заканчивается, а значит, и цена ниже, нет. Просроченная продукция списывается и утилизируется. Хлебобулочные изделия, торты – забирают поставщики на переработку, всё остальное – на свалку. Сам директор местного магазина не может инициировать создание такой «полки добра», потому что магазины этой торговой сети работают по стандартам и инструкциям. Руководители на местах могут инициировать уценку какой-то позиции. Но не факт, что им позволят это сделать. Акции, которые проводятся в магазине, не связаны со сроком годности продуктов.

Директор другого сетевого магазина подчеркнула, специальных полок у них нет. Но! В ряду со свежими товарами есть уценённые, выделенные специальным логотипом. По правилам в месяц от общего объёма производства должно быть утилизировано не более 3% товаров. По факту получается больше. Это связано с покупательским потоком, праздниками и даже местоположением. Данная торговая сеть делает ставку на скидки. В определённые дни недели - скидки для пенсионеров, для покупателей с детьми.

- А у Вас никогда не возникало идеи создать «Полку добра»? – поинтересовались мы у директора.

- Мы бы с удовольствием откликнулись на эту инициативу. Ведь продажа товара со скидкой предполагает пусть и небольшую, но прибыль. Скорее всего, нежелание создавать такие «полки» объясняется тем, что руководство компании боится недобросовестности руководителей на местах. Ведь на уценку можно поставить и хороший товар, что приведёт к потере прибыли. От этого пострадает репутация торговой сети, - ответила директор.

Лучше выбросить, чем помочь

Как видно из выше сказанного, у владельцев небольшого бизнеса всё происходит на глазах, они знают контингент людей, которые к ним приходят за покупками. Для крупных производителей это вещи не очевидные, которые достаточно сложно реализовывать. Хотелось бы, чтобы государство в будущем разработало план, по которому даже крупные магазины могли бы помогать малоимущим, а людям, которым так нужна поддержка, не были обделены куском хлеба.

Особняком стоит вопрос о контрафактной продукции, которая уничтожается тоннами. Что было бы, если бы её не обнаружили на границе? Тогда она бы попала на прилавки. Продукция всё равно проходит проверку. Если она годна к употреблению, почему её надо выбрасывать, а не реализовывать по низким ценам? По поросу, который провела Высшая Школа Экономики, 40% наших граждан признались, что им не хватает денег на еду. Для нас, выживших в непростые 90-е годы прошлого столетия, наших родителей, переживших послевоенные годы, дедов и прадедов, прошедших войну, выброшенные продукты – это укор совести.

Комментариев: 0
Просмотров: 476