ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМУ. К школе готов? Не всегда..

Беседовала Наталья БЕСПАЛОВА.

20.10.2017 09:00

ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМУ. К школе готов? Не всегда..

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Педагоги и психологи выделяют несколько критериев готовности к школе. Это интеллектуальная, психологическая, социальная, мотивационная, логопедическая и физическая готовность к учёбе. Сегодняшними нашими собеседницами выступили специалисты детской поликлиники ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» медицинский психолог Л.В. ПЕРЬКОВА и логопед А.М. БЕСЕДИНА. Наш разговор зашёл о том, на что следует обратить внимание родителям при подготовке к школе.

- С чего начать подготовку ребёнка к школе?

Л.В. – Первое, с чего нужно начать, пройти медосмотр, который включает в себя лабораторные исследования, обследование у педиатра, узких специалистов, а также психолога и логопеда. Всего в 2017 году 405 будущих первоклассников прошли медицинский осмотр.

А.М. - Для удобства родителей мы посещаем детские сады, где проводим осмотры детей подготовительной группы. Также взаимодействуем с психологами и логопедами в детских садах. Основная цель наших осмотров – выявить проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в первом классе, и помочь в их разрешении уже сейчас. При необходимости проводим индивидуальные консультации детей с родителями, где диагностируем ребёнка и даём рекомендации.

- Какие проблемы вы могли бы отметить у детей, которые прошли медосмотр по вашей специализации?

Л.В. - Слабая концентрация внимания, неусидчивость, гиперактивность, повышенный уровень тревожности, замкнутость, стеснение, снижение памяти и длительная адаптация к школе. Многих родителей приглашаю для консультации именно по коррекции адаптационного периода ребёнка.

А.М. - Недостаточный словарный запас, нарушение фонематического слуха (различение звуков), низкое социальное развитие. Не все дети знают русские народные сказки, стихотворения наизусть, не умеют выражать словесно свои мысли, строить предложения, составлять рассказ по картинкам. Недостаточно развита связная речь.

- На вопрос «Зачем ты идёшь в школу?» что отвечают дети?

Л.В. – Чаще всего дети отвечают: «Мама сказала!», но это не тот ответ, который они должны давать. Самое главное, ребёнок должен быть мотивирован. Родителям следует объяснить, зачем он идёт в школу, что его там ожидает. Но не нагнетать обстановку, не перекладывать свои страхи на малыша, не пугать и не паниковать, а пояснить, что это интересный период жизни, где его ждёт масса открытий. Для ребёнка школа – это новый мир, нужно помочь ему адаптироваться. Ни в коем случае нельзя настраивать ребёнка, что школа – это плохо. Нужно постоянно поддерживать авторитет классного руководителя. Если родители позволят себе выражать недовольство педагогом при ребёнке, он в итоге не будет слушать ни родителей, ни учителя. Поэтому родителям нужно договориться с учителем о единой системе воспитания и обучения, чтобы не было расхождений и конфликтов.

Ребёнок должен почувствовать себя учеником: учиться складывать самостоятельно портфель, самому нести его до школы, наводить порядок на рабочем месте. Не нужно делать всё за первоклассника. Помочь – да, не более. Если этому не научить в первом классе, то в десятом это будет сделать проблематично. Следует научить быть его организованным, соблюдать режим дня, развивать физически, правильно распределить нагрузку, отдых – в этом ему должны помочь мама и папа.

- Непростая стоит задача перед родителями…

А.М. – Многие родители не всегда осознают важность переходного периода из дошкольников в школьники. Не все дети готовы идти на контакт сразу. Многие стеснительны, зажаты. Помочь им раскрыться – задача родителей. Им надо понять, что вещи, которые кажутся простыми для взрослых, для первоклашек – очень сложны. У многих детей есть проблемы с фонематическим слухом. Поэтому, если рекомендованы занятия с логопедом, то не нужно от этого отказываться. Это делается с целью помочь ребёнку, облегчить его обучение в дальнейшем. Если он потеряет интерес к учёбе, а потерять его он может в случае непонимания материала, то вновь заинтересовать будет вдвойне сложнее.

Логопед необходим и в том случае, чтобы в дальнейшем избежать ошибок на письме и при чтении. И ещё одна проблема, на которую следует обратить внимание как педагогам, так и родителям – на пересказ. Детям сложно пересказывать тексты.

- У нас две крайности: родители считают, что научат педагоги, а педагоги уверены, что родители им окажут помощь. В итоге дети остаются один на один со своими проблемами. Как выходить из этой ситуации?

Л.В. - Взрослые должны уяснить: всему своё время. У нас был случай, когда ребёнок в три года не знал простых вещей: названия животных, основные цвета, геометрические фигуры, зато наизусть читал «Руслана и Людмилу». Зачем? Сказки, игры, игрушки должны быть по возрасту. Это очень важно. Есть игры, которые помогают развивать память, логику, мышление, и отказываться от них не стоит, даже когда ребёнок уже подросток.

А.М. – В младшем возрасте обязательно нужно начинать тренировать память. Для этого – учите с ребёнком стихотворения, а потом обязательно предлагайте рассказать его в кругу родных. Это поможет ему раскрыться, раскрепоститься. Будет легче и в детском саду на утренниках, и в школе у доски.

- Как помочь малышу?

Л.В. – Затруднения в учёбе могут возникать не только из-за того, что ребёнок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определённых психических процессов, развить которые и есть совместная задача родителей и педагогов.

А.М. – Если у ребёнка есть проблема, то решать её нужно комплексно. В этом помогут логопед, психолог, невролог. Чаще родители обращаются за помощью к кому-то одному, но это не приводит к ожидаемому результату. Совместная работа родителей и специалистов поможет ребёнку безболезненно адаптироваться к новому этапу жизни.

Комментариев: 0
Просмотров: 188