Путешествие с «Вечёркой. Флёново, или Застывшая сказка под Смоленском

Екатерина АЛЕКСЕЕВА, блогер. Фото автора.

02.02.2018 15:00

Путешествие с «Вечёркой. Флёново, или Застывшая сказка под Смоленском

Готовясь к поездке в Смоленск, я даже не представляла, что смогу там увидеть. Ехала в незнакомый мне город, о котором, конечно, читала книги по культуре и истории. Но одно дело читать, а другое, доверившись сведущим местным жителям, посмотреть собственными глазами. А потом искать информацию всё в тех же книжках и интернете. И, честно говоря, я завидую жителям Смоленска, которые могут видеть всю эту красоту, могут легко добраться в сказочный мир Талашкина и Флёнова, погулять по некогда удивительной и, наверное, выдающейся в своём роде усадьбе Тенишевых. Для меня эта небольшая поездка в пригород Смоленска стала своего рода откровением. Итак, немного фактов из истории и из жизни удивительной хозяйки Талашкина и Флёново Марии Тенишевой.

Мария Тенишева (1858-1928) - незаконнорождённая дочь некоей дворянки Пятковской, бесприданница, но красавица и умница. Счастье нашла во втором браке. Супруг – князь Вячеслав Николаевич Тенишев, крупнейший российский (авто)промышленник, а также музыкант, этнограф, археолог-любитель. Современники считали брак неравным, но для Тенишевых это был удивительный союз – он ей дал княжеский титул, любовь и финансовую поддержку всех её проектов, она – подарила ему жизнь, причудливо раскрашенную её богатыми фантазиями.

Село Талашкино (18 км от Смоленска) Тенишева купила у подруги детства княгини Святополк-Четвертинской в 1893 г. Флёново (4 км от Талашкино) – село по соседству приобрела позже, через год. (Сейчас музейный комплекс «Теремок» расположен во Флёново, а Талашкино, где когда-то тоже были уникальные постройки и сама господская усадьба – разорено подчистую).

У княгини Тенишевой было всё – красота, таланты, деньги. Она могла спустить их на массу приятных светских причуд и безделушек. Но она сильно отличалась от многих барышень своего времени: открывала начальные школы «для народа», ремесленные училища, бесплатные молодёжные студии живописи, устраивала художественные выставки, давала деньги на выпуск журнала «Мир искусства» и археологические раскопки, создала уникальный музей русских старинных вещей, помогала художникам и музыкантам.

Сейчас территория музейного комплекса не сказать, чтобы большая. Туристам показывают четыре «объекта» - Главную усадьбу с колоннами, бывшее здание Школы, Домик – «Теремок», церковь Святого Духа. Теремок создан по проекту Сергея Малютина (1902). Здание поражает резьбой по дереву - фантастически воздушная, узорная, смысловая. На главном фасаде располагается самое богатое украшенное окошко. Стиль – русский модерн. В центре – Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки, и всё в обрамлении сказочных узоров – вьющихся цветов, волн и прочих завитушек. А какие чешуйчатые зелёные Змеи-Горынычи поддерживают бревенчатый сруб! Под навесом крыши – Месяцы. Можно обойти Теремок сзади – там посмотреть на другое окошко. Здесь уже «плывёт» Лебедь, над ним Солнце, Звёзды, Месяц, и узоры-узоры-узоры. Рядом с домиком выставлены Двери – с такими же богатыми резными узорами.

В подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота. Но это осталось только на архивных и музейных фотографиях.

Малютин возглавлял художественные мастерские, учил талантливых детей и вырезал массу интересных вещей - столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки. Кстати сказать, Сергей Малютин придумал Матрёшку! Также он архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится справа от Теремка. Церковь строилась ещё и как будущая усыпальница Вячеслава Николаевича Тенишева. Церковь удивительна. Она стоит на макушке заросшего лесом холма и очень необычна. Прежде всего, своей формой – она больше фантазийная, чем православная.

В советское время церковь странным образом использовалась как овощехранилище. А сейчас её решили подновить или обновить. Мы застали её всю в лесах и кучах стройматериала. Но даже в таком виде она производит поразительное впечатление. Удивительные линии, контуры, силуэты и детали: тонкая беззащитная шейка с тяжёлой на вид тёмной маковкой и тонким золотым крестом; сердцевидные линии кокошников, нависающих друг над другом тремя ярусами и мозаика на фасаде главного входа. Она называется «Спас Нерукотворный». Напомню ещё раз, что церковь была расписана Николаем Рерихом. Правда, рассмотреть роспись во всех деталях мешают леса.

Если обойти домик «Теремок» справа – там располагаются Главная (Господская) усадьба и бывшая Школа. Школа закрыта для туристов, а в усадьбе находятся касса и две выставки. Посмотреть на них можно, но необязательно – очень скромная экспозиция.

А ведь княгиня Тенишева собрала уникальное собрание предметов русской старины (подарила Смоленску) и акварелей русских художников (передала в Русский музей). Редчайшие, ценные образцы русского народного искусства экспонировались в смоленском музее «Русская старина», открытом на деньги княгини. Она не просто подарила предметы, она подарила музей Смоленску (1911 год), но в 1941 музейные ценности достались немцам. Под них был выделен товарный вагон, который забили изделиями из драгметаллов, картинами, скульптурами, старинным оружием, а «ненужное старьё» оставили. И немцы получили уникальную бесценную коллекцию Тенишевой даром.

За год до революции княгиня защитила диссертацию в Московском археологическом институте на редкую тему эмали и инкрустаций (в «Теремке» над дверью есть её эмалевый портал «Святой Георгий», а также искусно вышитая по её эскизу икона «Архангел Михаил» и другие её работы). Это умение и талант пригодились ей в дальнейшей жизни. После 1917-го Тенишева эмигрирует в Париж, вернее, в маленький городок под столицей.

Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало. После революции в усадьбе стали твориться дикие для нас, но обычные для того времени вещи. Флёново разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в берёзовой роще. Где точно? Только невырубленные берёзы и знают. А около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.

Комментариев: 0
Просмотров: 434